Формула Тимошенко Какая на самом деле цена российского газа для Украины

Но что мы знаем об этой формулу? А ничего. Потому эксперты, анализируя условия газового контракта Почти всегда ходят вокруг формулы и выдают на-гора только свои выводы относительно условий договора. А политикам, которые высчитывают цену газа, просто не веры, потому что у каждого своя математика и даже свои входные данные. Пора наконец разобраться.
политические подсчеты
Сама Юлия Тимошенко оценивает современную стоимость газа по ее формуле только в 140-160 долл. против 285 долл. за тысячу кубометров, которые украинцы платят сейчас. В то же время корректно сравнивать со средней стоимостью газа на границе, а она, по последним данным на июнь Составляет 213,7 долл. за тысячу кубометров.
А оппоненты лидера "Батькивщины" из правительства и коалиции указывают на высокую "базовую цену" газа в формуле - 450 долл. и отмечают, что Украина "попала" на десятки миллиардов "зеленых". Правда, последний упрек не касается собственно формулы, об этом позже.
А сейчас к главному: подсчитаем, какой была бы цена газа по соглашению Тимошенко, если бы Украина в июле 2017 вдруг решила снова приобрести газ в России. То есть если заключенный до 2019 года контракт продолжился и после 2015 года, когда Украина покупает газ только у стран ЕС (Польши, Венгрии и Словакии).
Актуальная цена газа
Вот она - газовая формула:
где:
Pn - текущая цена газа;
P0 - 450 долл., Базовая цена газа на время действия контракта (2009 - 2019 годы)
G - средняя цена газойля-0,1 за 9 предыдущих месяцев
G0 - 935,74 долл., Зафиксированная в контракте цена газойля-0,1 за "опорный" период - последние 9 месяцев 2008 года;
M - средняя цена мазута с содержанием серы 1% за 9 предыдущих месяцев
M 0 - 520,93 долл., Зафиксированная в контракте цена на мазут с содержанием серы 1% за опорный период - последние 9 месяцев 2008 года.
Цена газа измеряется, как всегда, в долларах за 1000 кубометров, а газойля и мазута - в долларах за метрическую тонну. Последние два вида топлива - это продукты переработки нефти, поэтому у нас цена газа зависит от тенденций на рынке черного золота.
Как видим, большинство переменных в формуле известна изначально, подставим их для удобства:
Остаются только две переменные: надо посчитать среднюю цену газойля-0,1 и мазута с 1% серы за последние девять месяцев, то есть за октябрь-2016 - июнь-2017.
Но здесь есть сложность. Чтобы избежать вариантов, в контракте прописано, что цены надо брать из специализированного журнала Platt's Oilgram Price Report, который распространяется только на платной основе и в Украине, вероятно, есть только в "Нафтогазе". Поэтому вместо стопки с 9 номеров этого журнала возьмем для расчетов открытые данные Европейской Комиссии о ценах на нефтепродукты в странах еврозоны. Собираем нужные показатели, переводим их в доллары (по среднему в эти месяцы курсу - 1,09 долл. / Евро) и получаем: за указанный период средняя цена газойля-0,1 - 501 долл., А мазута с 1% серы - 397 долл.
Но это еще не те цифры, которые можно подставлять в формулу. Они выше, потому что Еврокомиссия подает цены для конечных потребителей, а следовательно, с учетом транспортных расходов и премии поставщиков. Но на сколько выше? Приблизительная ответ содержится в экземпляре журнала Platt's за сентябрь 2015 года, который изложен в Интернет для бесплатного ознакомления, отмечает аналитик Алексей Шевнин. В журнале цена газойля составляет 86,07% от его стоимости на сайте Еврокомиссии за тот же месяц, а цена мазута - лишь 62,4%.
Если это соотношение сохранилось, то в Platt's средняя цена газойля-01 за 9 прошедших месяцев должен составлять 431,21 долл., А мазута с 1% серы - 247,73 долл. Наконец эти цифры подставляем в формулу:
Решение этого уравнения: 211.5 долл. (Если округлить все промежуточные числа до двух знаков после запятой). Примерно такую цену Украина должна заплатить России за тысячу кубометров газа, если бы покупала его в июле 2017 года. Как видим, она почти не отличается от цены, по которой мы сейчас покупаем газ на западной границе (213,7 долл. В июне).
Таким образом, сейчас газовая формула работала нормально, хотя и не так оптимистично, как уверяет Тимошенко.
Но стоит напомнить, что в пиковом подорожании нефти в 2012-2014 годах контрактная цена газа для Украины зашкаливала за 500 долларов за тысячу "кубов". Правда, мы платили меньше за "скидку Януковича" в 100 долл. с 2010 года (в обмен на пребывание Черноморского флота России в Крыму к 2041 году) и некоторые другие скидки в 2013-2014 годах. Цены на "газпромовское" голубое топливо для стран Европы того времени также переваливали за 400 долл. И все же "Нафтогаз" посчитал , Что переплатил около 14 млрд долл. через несправедливую цену и вместе с процентами теперь требует от "Газпрома" 17900000000 долл. в Стокгольмском арбитраже.
Расплата, вынесена за скобки
Однако газовый контракт 2009 года не ограничивается самой формуле. В нем есть условие, которое, по мнению представителей власти и некоторых экспертов, могла привести к переплате со стороны Украины на 40 млрд долл. и больше. Речь идет о норме "бери или плати": независимо от того, покупаем мы законтрактованный объем газа, - должны оплатить законтрактованные 52 млрд кубометра в год (что в 4,7 раза больше, чем Украина импортировала в прошлом году - 11100000000 кубометров). Эту цифру можно уменьшить лишь на 20% и по договоренности сторон. Хуже всего, что "Нафтогазу" запрещено перепродавать избыток за границу.
Правда, Украина никогда не покупала столько газа: даже в 2013 году, когда экономика еще не испытала потрясений, мы импортировали около 30 млрд кубометров голубого топлива (более 90% - у "Газпрома"). А с ноября 2015 года, как известно, вообще отказались от поставок из России. Впрочем, Москва после конфликта все тщательно посчитала и выставила Киеву безумный счет в Стокгольмском арбитраже - 45700000000 долларов. Лишь 2,8 из них - за фактически потребленный и неоплаченный газ с ноября 2013 года по май 2014 года, остальные - за недобор (34500000000 долл. Плюс проценты). Хорошо, что суд не удовлетворил эти требования из-за того, что принцип "бери или плати" не может применяться в чрезмерном объеме.
Компромисс и кабала
В итоге претензии к Тимошенко по переплаты за газ касаются как его формульной цены (14 млрд долл.), Так и условия оплачивать избыточные миллиарда кубометров (34500000000 долл.). Именно такие подсчеты подразумевают политики, например экс-премьер Арсений Яценюк или действующий глава правительства Владимир Гройсман, когда говорят, что Тимошенко могла нанести Украине убытков на 40-50 млрд долл.
По формуле все неоднозначно. Сейчас российский природный газ, согласно ей, стоил бы не более того, что мы покупаем у европейских партнеров. Но во времена дорогой нефти Украина действительно была в худших условиях. Впрочем, расчеты "Нафтогаза" по переплаты сомнительные, поскольку ни в одном документе не определена "справедливая" цена, от которой надо считать избыток, выплаченный "Газпрома" за семь лет действия соглашения. А еще важно, что контракт - это компромисс и обоюдный риск, так бы нефтепродукты в будущем подешевели, Украина могла бы иметь и выгоду от газовой формулы.
В то же время требование ежегодно оплачивать десятки миллиардов кубометров потребленный газа действительно кабальная и нерыночная. К счастью, на столько, что Стокгольмский арбитраж признал ее несправедливой. К тому же это означало, что нам не выгодно развивать собственную газодобычу и внедрять энергоэффективные технологии. Можно представить только гипотетическую ситуацию, когда Украина не получила бы убытки из-за принцип "бери или плати": если бы после 2009 года наша экономика росла так быстро, что дополнительный спрос на голубое топливо "охватил" бы законтрактованные объемы газа. Но так не произошло. И в этом тоже есть вина Тимошенко, но другая. И не только ее.
Но на сколько выше?